Проект проводится в рамках Международного проекта «Water for Peace: from conflicts to cooperation», проводимого Международным Зеленым Крестом и ЮНЕСКО в шести бассейнах рек.(подробнее, в формате PDF)
Научный руководитель – Косариков А.Н.
доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ, заместитель председателя Комитета по экологии Государственной Думы РФ
Координатор проекта – Давыдова Н.Г.
кандидат технических наук, директор автономной некоммерческой организации «Институт консалтинга экологических проектов»
Основная цель проекта - формирование законодательных, административных и социальных условий решения существующих и предотвращения потенциальных конфликтов при использовании водных ресурсов Волжского бассейна.
Вначале были выделены основные проблемы Волжского бассейна:
- отсутствие законодательной и нормативной базы решения проблем устойчивого развития и разрешения конфликтов в сфере водопользования;
- неудовлетворительное качество питьевой воды в городах и населенных пунктах;
- отсутствие систем водоподготовки и очистки сточных вод в малых городах и поселках;
- отсутствие безопасного сбалансированного режима эксплуатации водохранилищ, в то числе, режима пропуска паводковых вод;
- недостаток влияния, или отсутствие влияния общественного мнения на решение конфликтных ситуаций в сфере водопользования;
- отсутствие общественного институционального органа для воздействия на водопользователей с целью соблюдения интересов местного населения при решении конфликтов в водной сфере;
- недостаточная экологическая чистота судоходства (безопасность, руслоуглубление, удаление хозяйственных и фекальных вод с судов и др.);
- разрушение берегов;
- отсутствие действенной системы экологического мониторинга;
- недостаточная безопасность действующих гидротехнических сооружений;
- недостаточная эффективность экономических механизмов природопользования;
- недостаточная изученность корреляции социальных и экологических факторов: влияние состояния окружающей среды на здоровье населения, демографические показатели, социальную устойчивость, уровень благосостояния.
Были идентифицированы основные конфликты при водопользовании:
- Конфликты между субъектами Федерации, расположенными в нижнем и верхнем течении Волги из-за отсутствия механизма компенсации загрязнения водных ресурсов.
- Конфликты между субъектами Федерации, возникающие при эксплуатации водохранилищ, в том числе при использовании водных ресурсов в качестве энергоресурсов при производстве электрической энергии на гидроэлектростанциях («дешевая» энергия на ГЭС, находящейся на территории одного региона за счет обширного подтопления земель, заболачивания, потерь селитебных и сельскохозяйственных угодий, подъема грунтовых вод и др. на территории другого региона).
- Конфликты между отраслями промышленности – коммунальным и сельским хозяйством, с одной стороны, и энергетикой, с другой стороны, вследствие неурегулированного режима эксплуатации водохранилищ, в том числе, сброса паводковых вод.
- Конфликты между муниципалитетами и энергетиками: последние, являясь владельцами гидроэлектростанций и водохранилищ, не расходуют средства на берегоукрепление, восстановление русла, поддержание водопонижающих устройств и другие мероприятия, что позволяет им производить более «дешевую» энергию. В то же время, все эти затраты вынуждены брать на себя муниципальные и региональные бюджеты. (Пример: поскольку система водохранилищ привела к замедлению водостока, резко (в 10 000 раз) увеличилось бактериальное загрязнение воды, что привело к существенному повышению затрат муниципалитетов на подготовку питьевой воды).
- Конфликты между субъектами Федерации при распределении пограничных зон рыболовства и борьбы с браконьерством: чрезмерный вылов ценных пород рыб в нижнем течении реки приводит к снижению улова в других регионах, а также влияет на биоразнообразие бассейна.
- Конфликты между муниципалитетами, возникающие вследствие загрязнения источников питьевого водоснабжения городов вышерасположенными сбросами сточных вод.
- Социальные конфликты: между определенными группами населения – с одной стороны, и администрациями городов и регионов, с другой стороны, связанные с качеством питьевой воды. Для малообеспеченных слоев населения снижение качества питьевой воды приводит к гораздо более ощутимым потерям семейного бюджета по сравнению с богатыми семьями, при вынужденном использовании чистой воды для питьевых целей из альтернативных источников.
- Потенциальный конфликт: Российская Федерация открыла внутренние водоемы для входа иностранных судов. Вместе с тем, наши стандарты отличаются от международных, поэтому, существует опасность сброса сточных вод с иностранных судов, что будет приводить к еще большему загрязнению вод и усугубит вышеописанные конфликты.
В 2002 году был осуществлен первый этап работ, в рамках которого были проведены следующие мероприятия:
- Оценка ситуации вокруг Чебоксарской ГЭС, включая некоторый экономический, социальный и экологический анализ, в том числе, в части режима сброса вод, затопления территорий и влияния станции на жизнедеятельность местного населения, а также анализ федерального и регионального законодательства в части возможностей регулирования водопользования в конфликтных ситуациях.
- Проведение мини-социологического опроса местного населения на территориях, прилегающих к Чебоксарской ГЭС в Нижегородской области, Чувашской Республике и Марий Эл.
- Оценка социальной значимости питьевой воды в регионе и попытка корреляции экологических и социальных факторов.
- Проведение специальной секции на международной конференции «Великие Реки-2002» в Нижнем Новгороде.
Основные выводы по результатам 1-го этапа работы:
- Конфликтные ситуации вокруг Чебоксарской ГЭС продолжают развиваться в различных сферах (экономической, социальной и экологической) и между различными конфликтующими сторонами.
- Экологическая ситуация, обусловленная влиянием ГЭС и водохранилищ, представляется крайне сложной и имеет тенденцию к ухудшению.
- Явно проявляется фактор пренебрежения социальной (медико-экологической) значимостью питьевой воды , качество которой в регионе не отвечает необходимым санитарно-гигиеническим и экологическим требованиям.
- Местное население практически исключено из процесса принятия решений, непосредственно связанных с жизнедеятельностью людей, живущих на территориях вокруг ГЭС.
- Правовые инструменты разрешения конфликтов, возникающих в сфере использования водных ресурсов, несовершенны и требуют как корректировки действующего законодательства, так и разработки новых нормативно-правовых актов.
- Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений требует разработки адекватных подходов в условиях современных вызовов терроризма и экстремизма. Необходима разработка концепции противодействия экологическому экстремизму в сфере использования водных ресурсов.
Основные рекомендации по результатам 1-го этапа работы:
- Необходимо разработать соответствующие нормативно-правовые акты федерального уровня по регламентации введения бассейнового принципа управления с четким разграничением полномочий, что станет основой бассейнового соглашения между субъектами Федерации (разработка проекта модельного «Закона об охране бассейна реки Волги» и проведение парламентских слушаний по этому вопросу в Государственной Думе РФ, разработка поправок в Федеральный Закон «О плате за пользование водными объектами», в Водный Кодекс РФ).
- Разработка предложений по гармонизации действующих и подготовке новых законодательных и административных актов субъектов Федерации для решения конфликтов в сфере водопользования (разработка проекта типового соглашения между субъектами Федерации о сотрудничестве на сопредельных территориях).
- Обобщение и анализ основных условий, претензий и предложений трех субъектов Федерации - Республик Чувашии и Марий Эл и Нижегородской области - участников конфликта из-за уровня отметки Чебоксарского водохранилища и режима пропуска паводковых вод, и организация дискуссионного круглого стола с участием заинтересованных сторон.
- Разработать методические основы платы за трансграничные загрязнения как один из экономических механизмов решения конфликтов между субъектами Федерации, расположенными в верхнем и нижнем течении. Рассмотреть вопрос учета фонового загрязнения при утверждении платы за предельно допустимые сбросы.
- Провести изучение корреляции социальных и экологических факторов при водопользовании, оценке экологического риска для здоровья населения при использовании питьевой воды из поверхностных источников с широким обсуждением результатов (общественные и парламентские слушания) и доведением их до сведения органов государственной власти и местного самоуправления (издание информационного бюллетеня). Проведение мини-социологического опроса по альтернативным источникам питьевой воды.
- Провести комплекс мероприятий по вовлечению общественности в решение проблемы Чебоксарской и Волжской ГЭС: подготовка документов для создания Общественного Совета, организация конкурса исследовательских работ по изучению качества волжской воды среди студентов и школьников, организация общественных слушаний по проблеме ГЭС и водохранилищ, издание специального информационного бюллетеня, содействие введению постоянно действующих рубрик «Вода для мира - вода для здоровья» в региональных и местных СМИ и др.
- Подготовка проекта межрегионального/межмуниципального соглашения «О взаимных обязательствах по качеству питьевой воды».
- Обоснование и внесение предложений в законопроект РФ «О питьевой воде».
- Подготовка предложений о создании единой хозяйствующей структуры, ответственной за управление водными ресурсами в бассейне реки Волги.
- Разработка рекомендаций (концепции) обеспечения безопасности ГЭС и водохранилищ в условиях современных вызовов с информированием населения и механизмами оповещения и действия в условиях чрезвычайных происшествий.
- Разработать предложения по созданию объединенной системы мониторинга Чебоксарского водохранилища.